Гиллель Таганский
Этимология имён апостолов
Одиннадцатый апостол
Симон Кананит в Евангелии от Матфея, и тот же апостол только Симон, прозванный Зилотом, в Евангелии от Луки. По-гречески Σίμων ο Κανανίτης. На иврите его звали שמעון ШИМОН. Именно такое имя носил еще один Шимон-рыбак, Кефа – арамейское, Петрос – греческое.
Имя означает на древнееврейском «БОГ УСЛЫШАЛ».
Думаю, что у всех читающих Евангелие возникают вопрос: почему в двух Евангелиях апостола Симона/Шимона называют по-разному: Кананит и Зилот в синодальном переводе. Можно подумать, что в первом варианте Кананит - фамилия, так ли это? Во втором - написано, что Зилот - прозвище, так ли это?
Давайте разберёмся вместе!
1) Слово «Кананит» приведено в Писании, как обозначение местности, откуда этот человек родом, а именно: из Каны Галилейской, того места, где произошло первое чудо Спасителя. Цель: рискну предположить, чтобы не путать его с другим апостолом, с тем же именем Симоном/Петром, которого в начале все называли Симоном/Шимоном. Интересно, что такое название имеют три городка или, если хотите, деревни в Галилее немного севернее Назарета.
2) Большинство учёных сходятся во мнении, что прозвище Зилот происходит от его принадлежности к воинствующей иудейской партии, группе зелотов - греческое название этих ребят, а вот на иврите (смотри ниже) канаим, т.е. зелот = канаим. Kанаим - более достоверное происхождение имени апостола, и «расхождения» в Евангелиях HET.
Зело́ты - от греческого ζηλωτής, буквально «ревнитель, приверженец». На иврите קנאים канаим — социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение в Иудее. Оно возникло в эпоху Маккавеев во второй половине I века до н. э. и окончательно оформилось в середине I века н.э. Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества. Для достижения этой цели считались пригодными любые средства. К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с царём Иудеи — Иродом Великим. С фасада Иерусалимского храма, отстроенного Иродом, они сбили золотого орла, как побуждающего к идолопоклонству и намекающего на римское владычество.
Требования одного из самых кровожадных императоров Рима Калигулы поставить по всей империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привело к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. После ограбления римским прокуратором большой части храмового серебра зелоты организовали т.н. Великое еврейское восстание, приведшее к Иудейской войне 66-73 гг. Подоспевшие на помощь римлянам войска Цестия Галла из Сирии были разбиты повстанцами.
Зелоты, будучи непримиримыми противниками римлян, решили бороться до конца, обосновывая это так же тем, что Израилем может управлять только Мессия — потомок Давида.
Симон, будучи зелотом, вероятно, больше всех ожидал от Йешуа объявления, что он долгожданный Машиах/Мессия/Христос.
Наиболее отважные воины выделились в отдельное крыло и получили от римлян прозвище — сикарии «убийцы». Их радикальные воинственные действия привели к войне с римлянами. Так, один из сикариев Менахем, сын Иуды, захватив крепость Масаду, перебил римский гарнизон.
Наиболее известные зелоты: Симон (Шимон) Бар-Гиора и Йоханан из Гисхалы. Иногда зелотов рассматривают как основанную Иудой Галилеянином и Садоком Фарисеем «четвёртую секту», наряду с фарисеями, саддукеями и ессеями, про которых упоминал участник Иудейских войн Иосиф Флавий.
Помните, как апостол Симон/Петр, в прошлом рыбак, вытащил меч и ударил одного из хватавших Йешуа и задел его ухо своим ударом, у вас не возникает вопрос, где он взял меч? Ответ: возможно, у своего друга Шимона Зелота, который, как все зелоты, никогда не расставался с мечом. Кстати, если бы уж он применил меч, думаю, там была бы не только проблема с ухом.
Двенадцатый апостол
Иу́да Искарио́т – на иврите יהודה איש קריות Йеһуда иш-Крайот, сын Симона, предавший Йешуа hа-Машиаха, Спасителя мира.
Имя означает Иуда (Йеhуда) — «восхваление Господа» (Быт.29:35), «хвала или прославленный», и ко многому обязывает. К сожалению, апостол, как мы все знаем, не оправдал значения своего имени и, самое главное, своего апостольского призвания - помазания, пошёл на поводу сатана и предал своего Учителя Йешуа.
Искариот – на иврите אִישׁ־קְרִיּוֹת ИШ-КРАЙОТ, где אִישׁ — «человек, муж»; קְרִיּוֹת — «(из) города, слободы».
1. «Человек из Криота», по месту своего рождения в г. Кариоте (Кариофе) — возможно, тождественен городу Кирьят в Иудее.
2. По другой теории, поскольку слово «крайот» имеет значение пригород, т.e. «Иш-Крайот» дословно переводится как «житель пригорода», что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот»
3. Иногда значение слова выводят из арамейского иш кария «лживый», или от корня греческого σκαρ, скар, равного еврейско - арамейскому «красить» - Искариот — «красильщик».
4. Либо Искариот – это искажённое греческое σικάριος (sikários) «сикарий», «вооруженный кинжалом», «убийца», как иногда называли зелотов – участников освободительной борьбы против римского владычества в Израиле. По этой, четвёртой версии, прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Йешуа, Иуды Иаковлева, прозванного Фаддеем. Кстати, в разборе этого имени я забыл написать, что Иуда/Фаддей был сыном Иосифа и братом Иакова, названного отца и брата Йешуа.
Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов. (Йешуа/ Иисус - тоже из колена Иудина)
Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие сатаны.
1. Матфей считает мотивом предательства сребролюбие: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что выдадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф 26:14-15).
2. Марк тоже настаивает на единственной и главенствующей роли сребролюбия: «И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники» (Мк 14:10-11).
3. Лука комбинирует, считая мотивом предательства и сребролюбие, и участие сатаны: «Вошёл же сатана в Иуду» (Лк 22:3), «…и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» (Лк 22:4-5).
4. Иоанн умалчивает о деньгах и настаивает на участии сатаны: «И после сего куска вошёл в него сатана» (Ин 13:27).
ФИНАЛ
Дорогие друзья, будьте добры, пожалуйста, если Вы прочли этот материал, сделайте копии для ваших друзей и себя, а также для библейских занятий. Буду рад Вашим вопросам по теме, мой рабочий эл.адрес: <<< Glen_Tagansky@usc.salvationarmy.org >>>Гиллель Таганский.
ДА БЛАГОСЛОВИТ ВАС ЕДИНЫЙ ВСЕМОГУЩИЙ БОГ ВО ИМЯ ЕГО СВЯТОЕ ЙЕШУА!
Перейти в начало...
ДОПОЛНЕНИЯ
Все фотографии сделаны автором исследования в горах под названием «Сион» в Америке,
которые похожи на израильские горы
Вверху: А что природа делает без нас… (фото Гиллеля Таганского)
Внизу: На вершине (фото Гиллеля Таганского)
Все фотографии, украшающие сайт, можно посмотреть в альбомах ЗДЕСЬ
Нравится
|