(оглашённых)
Для того чтобы ответить на вопрос о том, стоит ли оглашённым принимать Вечерю Господню (Евхаристию, или Причащение), надобно обратиться к описанию самой первой Вечери. Они содержатся в основном в 13 главе Иоанна и 11 главе 1 Послания в Коринф. Из контекста следует, что описано одно и то же событие. Тем более, что апостол Павел НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ на Вечере! Сам Господь ему, выходит, рассказал!
Перед последней Пасхой, когда будет принесена Последняя Жертва и будет исполнен Закон Божий в части порядка и смысла служения в скинии собрания (Мф 5:17), Иисус заключает Новый Завет. Ветхозаветная Пасха теряет свой смысл со смертью Христа, исполнившего Ветхий Завет со стороны Бога. Поэтому Христос заключая Новый Завет учреждает Новозаветную Пасху – Вечерю Господню. Её называют ещё Священным Причастием (по В.Далю – таинство прикосновения, соучастия, сопричастие к Христовым страданиям). Также называют греческим словом ЕВХАРИСТИЯ (Εν = хорошо?, χαρις = благодать), вхождение в благодать Христову. В отличие от Ветхозаветной Пасхи для Новозаветной Евхаристии Господь НЕ УСТАНАВЛИВАЕТ СРОКОВ, повелевая творить сие в Его ВОСПОМИНАНИЕ, НАпоминание (αναμνησις) (1Кор.11:24,25). Из Библии известно, что в первоапостольской церкви её называли Хлебопреломлением и проводили очень часто.
Но ПОРЯДОК проведения Вечери Господь установил предельно чёткий.
По всем правилам Вечеря Господня состоит из ТРЁХ последовательных частей: Ногоомовения, Хлебопреломления и Причащения. Смирение как важнейшее качество Христа и его учеников, НАИБОЛЕЕ проявляется в Ногоомовении. Соучастие в страданиях Христовых – суть Хлебопреломления через вкушение пресного хлеба. Причащение через чистое неброжёное вино – подтверждение Нового Завета, заключённого со Христом через КРЕЩЕНИЕ.
У Иоанна описана ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Вечери – НОГООМОВЕНИЕ. Без ногоомовения человек НЕ ГОТОВ к принятию Священных Даров Причастия – символов Тела Господня: хлеба и вина, – ровно как он НЕ ГОТОВ вообще к трапезе по иудейским обычаям. Подобно тому, как мы сейчас перед приёмом пищи моем руки. Однако Иисус придаёт этому обряду величайшее ДУХОВНОЕ значение и ПОВЕЛЕВАЕТ совершать его тем, кто считает себя Его учениками (Ин 13:13-15).
А КТО Его ученики?
Иисус говорит: приходящего ко Мне не изгоню вон. Но сначала нужно прийти хотя бы формально. Перед тем как Израиль получил Закон, Господь повелел Моисею приготовить народ к встрече с Ним (см. Исх.19:9-15). Очиститесь, омойтесь, тогда приходите, и рассудим (см. Ис.1:16-18). Всегда необходима ПОДГОТОВКА к КАЖДОЙ встрече с Господом.
В новозаветное время эта подготовка начинается с КРЕЩЕНИЯ, символизирующего ПОЛНОЕ очищение. Далее следует ПУТЬ, на котором НЕОБХОДИМЫ регулярные встречи со Христом на Его Вечере, когда верующий вспоминает, что сделал ЛИЧНО для него Христос. Но для этих встреч чтобы стать ПОЛНОСТЬЮ ЧИСТЫМ уже вполне ДОСТАТОЧНО омыть только НОГИ (ступни – πους), смирив себя перед Господом и собратьями. Именно ступни более всего касаются земли, ПРОКЛЯТОЙ за ГРЕХИ человека.
Смирение – это важнейшее качество учеников Христа.
Без СМИРЕНИЯ невозможно правильно рассуждать (diakrinw) о Теле Господнем, и поэтому будет принимать Вечерю Господню в осуждение себе (1Кор.11:29). Глагол diakrinw означает в первую очередь "разделять". Мысль та же, что Иисус сказал Петру в ответ на его отказ от ногоомовения (см. Ин 13:8).
О своём смирении человек впервые заявляет при крещении, когда он в знак покаяния и смирения перед Господом омывается ПОЛНОСТЬЮ и становится ЧИСТЫМ. Последующая жизнь во Христе в этом грешном мире неизбежно пачкает крещённого верующего. Он нуждается в регулярном очищении и напоминании о том, КАКОЙ ценой он ВЫКУПЛЕН из рабства ГРЕХА.
У Иоанна описан ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ диалог Иисуса с Петром, когда последний пререкался со Христом по поводу Ногоомовения. Важность этого обряда Христос определил ПРЕДЕЛЬНО ЯСНО: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною" (Ин 13:8). Не будешь СПАСЁН! Вот КАК! И далее Иисус своим ответом на требование Петра омыть его полностью определяет одной фразой СУТЬ Ногоомовения. Более точно она звучит в греческом тексте. Примечательно, что в греческом языке для обозначения омовения употребляются ТРИ совершенно РАЗНЫХ ГЛАГОЛА, не имеющих даже общего корня:
λουω (лоухо) говорит об омовении всего человека,
νιπτω (ниптхо) говорит об омовении только части тела, а
πλυνω (плунхо) говорит об омовении неживых предметов.
Иисус говорит Петру:
ο λελουμενος ου χρεαν εχει η τους ποβας νιψασθαι αλλ εστις καθαρος ολος και υμεις καθαροι εστε αλλ ουχι παντες, что означает:
Омытому (полностью) нужно разве ступни свои вымыть, чтобы стать чистым полностью, а вы все чисты, но вовсе не каждый.
Омытый полностью он ТОЖЕ НЕЧИСТЫЙ, то бишь ИСПАЧКАННЫЙ. Но поскольку он УЖЕ омыт, то, чтобы стать ЧИСТЫМ, ему ДОСТАТОЧНО омыть ТОЛЬКО ступни, которые он испачкал на путях своих в земной жизни. Омыв ступни, он СТАНОВИТСЯ снова ЧИСТЫМ.
Отсюда ЯВНО следует, что омовение ТОЛЬКО ступней БЕЗ предварительного ПОЛНОГО ОМОВЕНИЯ НЕ ДЕЛАЕТ человека ЧИСТЫМ.
А сможет ли тот, кто ещё НЕ ЧИСТ ПОЛНОСТЬЮ рассуждать, разделять Тело Христово ДОСТОЙНО, подобающим образом (αξιως)? Скорее всего НЕТ, ибо нарушается ПОРЯДОК, установленный Самим Господом!
Конечно Господь наш МИЛОСТИВ и Любит ПРОЩАТЬ. Но если мы знаем, КАК надобно делать, то зачем ИСКУШАТЬ Господа нашего НАПРАСНО, проявляя НЕПОСЛУШАНИЕ?
В Православии во время проведения ЛИТУРГИИ звучит призыв: Оглашенные, изыйдите! Те, кто ещё не принял крещения, обязаны на сие время выходить из храма. И это верно. Лучше не принимать участие в таинствах, если ещё до конца не разумеешь их смысл. А тем более, если знаешь, что пока не заключил завет с Господом через ПОЛНОЕ омовение и не стал юридически учеником Христа, то НЕЛЬЗЯ принимать участия в таинствах. При этом конечно можно и даже нужно присутствовать.
Даже крещённые иногда НУЖДАЮТСЯ в повторном крещении для ПОЛНОГО ОЧИЩЕНИЯ перед Лицом господа подобно тому, как говорит Господь своему отступившему народу (Ис.1) и Давид после прелюбодеяния и убийства (Пс.50). Это означает, что иногда крещённый верующий может ТАК испачкаться грехом, что ему становится необходимым не частичное омытие (νιπτω), а полное (λουω). Именно поэтому в Церковном руководстве предусмотрена возможность принятия ПОВТОРНОГО КРЕЩЕНИЯ. Верующий, осознавая всю тяжесть ГРЕХОВ своих, принимает под водительством Духа Святого решение ПОКАЯТЬСЯ и ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕЗАКЛЮЧИТЬ Завет с Господом через водное КРЕЩЕНИЕ, подобно Давиду.
Конечно, гораздо ПРОЩЕ ДОПУСТИТЬ до Вечери Господней, а значит и до Ногоомовения, любого желающего. Грех остаётся на том, кто делает это ВМЕСТО того, чтобы с кротостью и полным уважением к человеку ОБЪЯСНИТЬ, что так делать НЕЛЬЗЯ. Тогда и ГРЕХА не будет, да и статус Вечери в глазах человека значительно вырастет.
Конечно важнее всего ДУХОВНАЯ подготовка. Но Господь – наш Любящий Творец – знающий нашу греховную человеческую природу до разделения составов и мозгов, знает и то значение, которое имеет и ФИЗИЧЕСКАЯ составляющая в ДУХОВНОЙ подготовке. Вот почему НЕЛЬЗЯ проводить Вечерю, не объявив ЗАРАНЕЕ, как это было велено Господом через Моисея. Нужно время для примирения, размышления и другой подготовки, о чём имеются указания в Библии.
Поскольку описание Вечери Господней разорвано на две части, то позволительно проводить его части ОТДЕЛЬНО. Ногоомовение можно проводить как символ примирения. Это могут и должны делать в жизни своей ВСЕ верующие, или оглашённые, но это НЕ БУДЕТ Вечерей Господней, как установил её Господь Иисус Христос. Это не будет ПОЛНЫМ подтверждением Завета со Христом. Когда мы вкушаем пищу и преломляем хлеб, необходима молитва и воспоминание о Теле Христовом. Когда пьём, смерть Господню возвещаем, доколе Он придёт.
Таким образом, принятие Вечери Господней НЕКРЕЩЁННЫМИ (оглашёнными) НЕПРИЕМЛЕМО, ибо НЕ СООТВЕТСТВУЕТ Духу и букве Священного Писания. Этого ЛУЧШЕ избегать, дабы не искушать Господа нашего ПОНАПРАСНУ. К тому же принятие Вечери Господней НЕКРЕЩЁННЫМИ ПРИНИЖАЕТ её высочайшее значение в жизни крещённого верующего.
Ю.А.Симонов, раб Божий
Слава Богу!
23.07.08
Вверху: Завтрак на траве (автор неизвестен)
Внизу: Кольский полуостров. Хибины. Дорожка в горном лесу
Все фотографии, украшающие сайт, можно посмотреть в альбомах ЗДЕСЬ
Нравится
|