К ТЕОРИИ СВОБОДЫ
Человек стремится к свободе, ибо закон свободы заложен в основу его существа Самим Творцом. Однако при этом человек глубоко не задумывается над вопросом: а что же это такое - свобода? Этот вопрос встает только тогда, когда человек вроде бы все сделал для достижения свободы и вроде бы достиг, но не испытывает при этом чувства полного удовлетворения. Наблюдения и рассуждения на эту тему приводят человека к выводу о том, что невозможно достигнуть того, чего он желает; что его состояние, которое он считает свободой, наталкивается на аналогичные устремления ему подобных.
Выходит, то, к чему он стремился, ведет к борьбе с другими людьми, к их порабощению. Но ведь он сам был в рабстве и стремился от него избавиться, обретая независимость и никого не порабощая при этом! Выходит, уважая стремление к свободе других людей, придется считаться с интересами других, а это возможно только путем ограничения своего стремления к свободе до определенного предела, но ограничения! В этом неожиданно вынужденном ограничении, не зависящем от человека, и кроется неосознанная причина его неудовлетворенности. Поскольку приходится признать, что эти ограничения необходимы, и ничего лучшего достичь невозможно, человек называет свое состояние словом “свобода”, ибо другого не способен представить, а для своего успокоения придумывает “мудрое” определение свободы как осознанной необходимости, лишая себя таким образом свободы истинной, полной, что только и можно с полным основание называть свободой. Свобода бывает внешняя, или ложная, и внутренняя, истинная. Внешняя свобода - это независимость, уважение прав человека, но в определенных пределах.
Теперь рассмотрим это гениальное гегелевское определение свободы как осознанной необходимости. Что же такое осознанная необходимость? Это не что иное, как внешнее ограничение неограниченных внутренних устремлений человека, с которыми человеку приходится считаться. Является ли это свободой с точки зрения первичных устремлений человека? Нет, потому что это состояние подразумевает внешнее или внутреннее насилие над собой и другими, которое несовместимо со свободой. Чем же тогда оно является? Относительной свободой, независимостью, т.е. свободой относительно того состояния, в котором человек пребывал ранее, но не той к которой стремился. Своего рода компромиссное состояние, то бишь неустойчивое.
Таким образом, гегелевское определение свободы - это компромисс между желаемым и действительным. А любой компромисс всегда в чьих-то интересах. Кто заинтересован более всех на земле, чтобы человек не обладал свободой, а был хоть от чего-нибудь на земле зависим? Да, верно - отец лжи и источник греха - сатана. Это определение очень мудрое, на грешной земле на такое изобретение способен только он. Таким образом, дьявол победил человека в его стремлении к свободе и вторично еще более изощренно поработил его, обманув его, еще более хитроумно подчинив себе: вроде бы человек освободился, но остался рабом, ибо “кто кем побежден, тот тому и раб” (2Пет 2:17-19).
Каким же образом это проявляется в духовной и физической сущности человека, в его биологической природе?
Homo sapiens - это вид человека, фактически смирившегося своим разумом с рациональным определением свободы, не стремящийся к свободе, поскольку считает себя свободным, и не признающий за другими людьми права стремиться к свободе в соответствии с ее эмоциональным пониманием. Homo sapiens называет последних анархистами и нарушителями порядка и применяет к ним свою систему законов, построенную на рациональном определении свободы.
Однако, стремление человека к свободе неистребимо, ибо оно от Бога. Homo sapiens, открывший свою душу Божьему присутствию и водительству Духа Святого, неумолимо изменяется в существе своем. Его характер преобразовывается настолько, что другие Homo sapiens перестают воспринимать его как принадлежащего к своему виду. Когда человеку разумному и отвечающему за свои поступки, начинают говорить, что ты ненормальный, не от мира сего, значит, так и есть (см. Ин 8:23;17:16). Значит, Господь так преобразовал характер человека, что он уже не зависит от вожделений плоти, от ценностей этого мира, так что для него эмоциональное и рациональное понимание свободы полностью идентичны, и он свободен в Господе (2Кор 3:17; Гал 5:1). Такого человека нельзя лишить свободы, даже лишив жизни. Свободный человек (Homo librus) не способен ущемить права другого человека в силу своей природы, он просто не может даже пожелать этого в силу своего нового естества. По этой же причине заповеди Божьи являются для него естественной нормой поведения, ибо всякое насилие над собой не угодно Богу, поскольку не соответствует Его характеру, в основе которого - Любовь. Homo librus - это уже другой вид человека. Он так же отличается от Homo sapiens, как Homo sapiens от Homo habilis, a Homo habilis от Homo erectus. Это следующая стадия развития человека с точки зрения эволюционистов, которую можно условно назвать Homo librus. Классическим примером такого человека был Иисус Христос. Затем Его Апостолы и приверженцы, а прежде - пророки и другие “ходившие пред Богом”. Homo librus может, конечно, грешить, уподобляясь Homo sapiens, как Homo sapiens может уподобляться временами животному. Но для Homo librus это грех, и он знает, как его преодолевать. Это может делать и Homo sapiens с Божьей помощью и постепенно стать Homo librus.
На этой земле, в царстве греха, мы свободны только в неуловимое мгновение выбора между служением Духу или плоти. Если мы делаем выбор в угоду плоти своей (и не только своей), то становимся ее рабами (2Пет 2:17-19), рабами тления (Гал 6:8), слугами сатаны. Если же делаем выбор под водительством Духа Святого в угоду Его, Духа истины, то становимся рабами Божьими (в конкретном вопросе), т.е. независимыми от мира сего, свободными. Состояние свободы продолжается с момента выбора в ее пользу до нашего отступничества при очередной ситуации выбора.
Под водительством Духа Святого можно так преобразовать свой характер, чтобы выбор в Его пользу, в пользу свободы, происходил автоматически, точно так, как сегодня автоматически, неосознанно, мы делаем выбор в пользу греха и при этом считаем себя свободными, не сомневаясь, что поступаем как сами того желаем, хотя желает этого наша плоть, которая покорила наш разум. Итак, в большинстве своем, мы даже незнакомы с теми мгновениями свободы, которые бывают в момент выбора, кому служить, ибо выбор уже сделан и сделан в пользу сатаны.
Адам был свободен, ибо он любил Бога, и поэтому желания Бога были и его желаниями. Он делал, что хотел, а хотел он всегда того, что было угодно Богу. Ева тоже была свободной, пока хотела то, что угодно было Богу и Адаму. Как только она пожелала того, что было запрещено, она моментально стала несвободной, ибо попала в зависимость от внешнего мира, от сатаны. Грех возник тогда, когда на основе сомнения возникло неосознанное желание ослушаться Бога. Изменилась система желаний - изменилась природа человека - из раба Божьего, т.е. свободного, он стал рабом греха, т.е. рабом сатаны. Homo librus, нарушив договор с Богом, стал и по собственному желанию лишился постоянной божественной защиты и попал во власть сатаны, против которого человек не способен бороться самостоятельно в силу разных весовых категорий (Быт 3:1). Достаточно исследовать всю мудрую лукавость вопроса, который был задан Еве представителем сатаны. Но Бог не оставил человека один на один с сатаной в силу Своей не постижимой нашим плотским разумом любви (Ин 3:16; Еф 3:19). Своею Жертвой Иисус Христос искупил всех Homo sapiens и указал путь к Богу, к первоначальному человеческому естеству, подобному Богу (Быт 1:26), что подобно Homo librus.
Первые шаги человека к свободе характеризуются тем, что перед ним все чаще возникает осознаваемая проблема выбора между служением Духу или плоти. Выбор Божьей стези в каждой конкретной ситуации постепенно входит в привычку, и его уже не надо делать, ибо это происходит непроизвольно, по причине нового естества (2Кор 5:17; Гал 6:15). Результатом появления такой привычки является соответствующее изменение характера, которое является шагом на длительном пути преобразования своего характера в образ Христов. Когда пройдена определенная часть пути, и человек начинает ощущать эти преобразования в себе, это истинное чудо, совершаемое Господом нашим через Духа Своего, уже тогда количество ситуаций выбора начинает уменьшаться и не возникает совсем, когда мы обретаем образ Христа и становимся полностью свободными (1Кор 6:12; то же 10:23), т.е. с в о б о д н ы м и . По нашей доброй воле Дух Святой поселяется в нас и ведет нас по жизни, и мы обретаем все большую часть того, что было утеряно в результате грехопадения.
Однако гордость человеческая, нежелание слушаться своего Творца и даже знать Его, толкает человека в руки сатаны. И человек, которому Господь по великой милости своей оставил разум для того, чтобы осознать свое положение и вернуться к Богу, вместо этого, подобно сатане, возвеличивает себя и превозносит (Рим 1:21-25). Но как бы человек ни мудрствовал в отношении определения свободы, не лукавил, стремясь успокоить себя и других, говоря: “Не может быть полной свободы, ибо это будет анархия!” - все равно каждый человек понимает свободу чисто эмоционально, как состояние, при котором, “что хочу, то и ворочу!”
Принципиальное несовпадение эмоционального (чувственного) и рационального (рассудительного) определений свободы порождает чувство неудовлетворенности, которое проявляется весьма разнообразно, но всегда отрицательно. С Божьей помощью рациональным путем обнаруживается лживость рационального определения свободы. Так же, как всему на этом свете сатана изобрел ложных двойников, так и не осталась без такого двойника свобода: простую личную независимость от других людей, гарантированную и охраняемую государственными законами и человеческими традициями, он называет свободой. На самом деле это лжесвобода.
Действительно, чувство в данном случае не обманывает человека: свобода - это внутреннее состояние человека, когда он волен делать все, что ни пожелает. И точка. Безо всяких ограничений. Владимир Даль в Толковом словаре дает следующее понимание: “Свобода ... возможность действовать по-своему ...” То есть, что хочу, то и ворочу!.. Весь вопрос в том, что человек хочет! Если он не хочет делать того, что наносит вред кому-либо или чему-либо, он свободен. Таким образом, свобода является совокупностью таких свойств человека, которые порождают в нем лишь те желания, которые не претят сами по себе другим или их удовлетворение не нарушает законных прав других.
Если человек не умеет управлять машиной, но желает этого, то до того момента, пока он не научится ею управлять, т.е. не овладеет ею, он в своих отношениях с машиной зависит от нее - он не знает, что от нее ожидать. Процесс овладения идет через познание. И таких примеров можно привести много. Вывод же один: пока мы не познали нечто, мы зависим от этого нечто, ибо не знаем, что можно от него ожидать. Пока человек не владеет способностью точно прогнозировать, он несвободен.
Всякий человек, не знающий принципов устройства окружающего мира, зависит от него, ибо не знает, что от него ожидать. Стремясь в свободе, человек жадно познает мир, как внешний, так и внутренний. То есть стремится к истине разными путями. Он делает это неосознанно, ибо таково Божье установление (см. Ин 8:32). Но сатана не дремлет. Он подсовывает человеку различные неисчислимые правдоподобные версии истины, начиная от данных науки и до “истин” ложной церкви. В других случаях сатана закабаляет человека наркоманией и т.п., чтобы он всегда оставался в рабстве греха, даже не пытаясь искать истину. Другим народам дает такой образ жизни, чтобы, пребывая среди природы, они поклонялись ей, как богу, и даже не пытались познать ее.
Господь побеспокоился о том, чтобы человек знал истину, и, зная ее, был свободен. Эта истина в Самом Боге, Который донес ее нам через Слово Свое - Господа Иисуса Христа. Священное Писание - единственный достоверный источник истины, который дает нам гармоничное познание о том, что было, что есть и что будет. Оно верно, ибо дано нам Тем, Кто сотворил весь мир и законы его. Таким образом, без познания Бога человек не может быть свободным. Ибо, не зная истины, он будет зависим от мира сего, от творения Божьего. Свобода - это полная независимость от творений, благодаря полной зависимости от Творца (см. Пс 65:10-12). “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода” (2Кор 3:17).
Часто говорят: “Вот Иван Иванович! Какой достойный человек, мухи не обидит, человеку завсегда поможет, рубашку последнюю снимет! А в церкву не ходит, в Бога не верует, на что это ему, если он и так порядочный?!” А дело-то вот в чем. Порядочный человек, в принципе, способен делать то, что вредит другим людям; но не делает, поскольку ставит себя на место другого в силу своей привычки, безусловно, добродетельной. Однако он вынужден поступать против своего греховного человеческого естества, т.е. насиловать себя в той или иной степени ради другого (Рим 7:13-23). Это состояние неустойчивое, но таких людей называют хорошими, душевными. Обращение к Богу и познание истины делает порядочного человека свободным, душевного духовным. Порядочность переходит в свободу, когда осознанная необходимость переходит в смирение и кротость, которые вместе составляют достоинство, неотъемлемое свойство настоящего интеллигента. Человек, пребывая в Боге, смиряется с установленным Им порядком вещей и обретает покой в душе своей (Иер 6:16; Мф 11:28-30). Он достигает совершенства, когда может заявить: “Я не хочу того, чего не могу!” И вслед за апостолом Павлом может сказать, что мне все доступно и все я могу в укрепляющем меня Иисусе Христе, “но ничто не должно обладать мною” (1Кор 6:12; то же 10:23). Вот это и есть фундамент свободы, а именно: ничто не должно обладать нами, Дух Божий, живущий в нас, обладает всем! Духовный человек, являясь свободным, в принципе, не способен даже желать, иметь в мыслях сделать нечто худое другому человеку, ненавидеть его, завидовать.
Для свободного человека не существует обязанностей, ибо это уже насилие над собой. Так же и права теряют смысл, поскольку права это перечень того, что обязаны человеку другие, а свободный человек неспособен неволить других, ибо он тогда перестает быть свободным.
Бытует мнение, что свободен тот, кто богат. Это абсолютно верно с человеческой точки зрения, когда под свободой разумеется на самом деле независимость, возможности человека в этом мире. Однако никто не обращает внимания, что богатый человек закабален своим богатством, независимо понимает он это или нет. Для человека порядочного богатство - это большая ответственность, особенно, когда он знает истинный источник своего богатства. Даже тот, кто легкомысленно относится к своему богатству и проматывает его, все равно является его рабом: либо он желает его промотать и освободиться, либо все-таки задумывается над тем, как бы оно не оскудело. Богатство и слава - это самые тяжелые испытания на этой земле, которые редко выдерживают люди, если живут без Бога и не знают, в чем истинное богатство. Таким образом, свобода не зависит от богатства, когда человек понимает, что ничего своего у него нет, и даже он сам не свой (см. 1Кор 6:19).
Жизнь в Боге, возрастание в вере и познании истины делает человека по-настоящему мудрым. А мудрец свободен даже в темнице, ибо он смирен и его Господь с ним, а в Господе свобода. Мудрость человеческая - это высшая форма хитрости, когда даже хитрец не может ее разгадать. Она от сатаны (см. Быт 3:1). Она есть глупость в очах Божьих (Иов 5:13; Рим 1:22; 1Кор 1:20;3:18,19). Мудрость божественная - это знание истины, которое делает человека свободным, а знание истины позволяет предвидеть будущее, правильно отвечать на вопросы, разумно поступать и давать правильные советы (Прт 1:7;2:6,10-17;3:7;9:10-12; Ек 12:11-13).
Человек же, исполненный гордости, стремится познать Божественные законы сам. Путем проб и ошибок ему удается это сделать. Он счастлив и считает себя автором своих открытий. Сатана доволен, что человек, ослепленный творческим экстазом, не заметил его “дружеской” помощи. Ведь большинство фундаментальных открытий человечества всегда противоречило предыдущему знанию. Скажете: переход количества в качество etc. Верно! Но откуда сама диалектика? Найдите ее источник в окружающей природе, где царит метафизика! Есть два источника, но вне этой среды: Бог и сатана. Бог дает диалектику прямо, открыто и честно из своих уст Адаму и небожителям и через Священное Писание со Святым Духом тем, кто желает этого. Сатана же - скрытно - через гениальных, но грешных людей, упивающихся славой от “своих открытий”. Что касается диалектики, он дал ее язычникам, чтобы затруднить их путь к Богу. Человек даже изобрел удобную форму оправдания переворотов в науке, и ее блудливой истории: опыт - критерий истины. Но какой истины?.. Даже ученые-атеисты уже обоснованно сомневаются в универсальности этого критерия, ибо трактовка результатов опыта должна сама основываться на какой-то истине - получается circulus vitiosus!.. Но этот принцип много совершил вреда, держа науку в заблуждении многие века.
Однако для познания Бога этот критерий при наличии веры очень хорош, ибо только путем постоянного общения с Богом, через свой личный опыт мы обретаем основательную уверенность в правильном выборе, в выборе в пользу нашего Господа. Мы постоянно убеждаемся в истинности Его слов, сказанных при Его Первом пришествии (Ин 14:6), убеждаемся в Его “превосходящей разумение любви” (Еф 3:19) к нам, грешным, в наших ежедневных молитвах, на которые Он отвечает. Вот он - истинный опыт!
Отдавая свою душу Богу, которая сама по себе столь ничтожна, Господь по вере нашей дает нам доступ ко всей Вселенной. Возможности нашего интеллекта беспредельно расширяются, полет мысли захватывает дух. Этот процесс подобен подключению одного слабенького компьютера к огромной системе Internet. Компьютер, бывший самостоятельным, вроде как свободным, стал зависим от системы. Но не эта ли зависимость от системы, которая мало к чему его обязывает, предоставляет ему невиданные возможности. Хотя это потрясающая аналогия, но она блекнет перед теми возможностями, которые обретает человек, отдавший свою душу Богу. Не это ли та свобода, о которой веками мечтал грешный человек!
10-16.09.96, Брест
12-16.08, Апатиты
Слава Богу!
ДОПОЛНЕНИЯ
20.11.14
«Свободный человек» – это понятие личное, а не общественное. Как свободное общество может состоять из несвободных людей, так и в несвободном обществе могут быть свободные люди.
Апостол Павел был свободен даже в тюрьме!!!
Свобода – это понятие АБСОЛЮТНОЕ. Если свобода ОТ чего-то, то это просто НЕЗАВИСИМОСТЬ.
Записано 14.03.16
Слава Богу!
Читайте по данному вопросу статьи:
Читайте также и другие статьи:
Вверху: Над седой равниной моря... (автор неизвестен)
Внизу: Сказочная долина (автор неизвестен)
Все фотографии, украшающие сайт, можно посмотреть в альбомах ЗДЕСЬ
Нравится
|