Quo vadis? Куда идёшь?

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 24.11.2024, 02:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Real Time Analytics
Меню сайта
Категории раздела
Глобальное потепление [8]
Глобальное потепление и его связь со всемирным потопом. Текст основного Откровения 2000 года и статьи по отдельным аспектам данного вопроса
О принципах устройства Вселенной [8]
Что открывает дух пророчества через Писание и науку о том, как на самом деле устроена вселенная
О свободе и других категориях [5]
Что дух пророчества открывает из слова Божьего и философии по поводу свободы и других категориях
Воспоминания о будущем [29]
Всё то, что ждёт нас в скором будущем уже было в веках, бывших прежде нас. Надо только увидеть это с помощью духа пророчества через слово Божие!
Вопросы ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ, ГНОСЕОЛОГИИ и др. НАУК [7]
Вопросы ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ, ГНОСЕОЛОГИИ и др. НАУК, которые открываются в своей непротиворечивости и целокупности благодаря духу пророчества из Писания и науки
О ТАЙНАХ природы и мироздания [12]
Господь Бог открывает боящимся Его тайны Свои. Слава Богу!
О ЛЮБВИ, её природе и проявлениях [9]
В чём состоит таинство любви, её зарождения, природе. Какие бывают виды любви. Что такое божественная любовь и как она описана в слове Божьем
Проблемы ВЕРЫ Божией [36]
Неверующих людей нет и проблем с верой у людей не бывает, поскольку без веры просто невозможно жить. А вот проблем с верой Божьей очень много...
Богословие [36]
Царица наук во все века - слово о Боге. Во все века любой учёный был в первую очередь богословом, ибо наука в те века стояла и строилась на самом твёрдом основании - Библии
Учение о Троице [12]
Как соотносится с Писанием учение о Троице? Есть ли разумная библейская альтернатива принятому людьми тринитаризму?
АРХИВ НОВОСТЕЙ [6]
Архив новостей с самого начала восстановления сайта 2 октября 2014 года
Избранные СТИХИ братьев во Христе [23]
Избранные СТИХИ братьев во Христе, в том числе и поэтов известных и великих по теме сайта
Иллюстрации к Потопу и ПОТЕПЛЕНИЮ [37]
Иллюстрации к Потопу и ПОТЕПЛЕНИЮ - к разделу 2
Связь с Богом через СНЫ, ВИДЕНИЯ, ПОВЕЛЕНИЯ, ПРОРОЧЕСТВА, ЧУДЕСА и другие ОПЫТЫ [21]
Связь с Богом через СНЫ, ВИДЕНИЯ, ПОВЕЛЕНИЯ, ПРОРОЧЕСТВА, ЧУДЕСА и другие ОПЫТЫ - содержание и анализ
Воскресный ДЕКРЕТ (ВД) - хроника трагедии [10]
Воскресный ДЕКРЕТ (ВД) - хроника трагедии, как это было и прошло
Тематические СБОРНИКИ СТАТЕЙ каталога [2]
Тематические СБОРНИКИ СТАТЕЙ каталога в виде брошюр, готовых к распечатке
Иудео - христианское ПРИМИРЕНИЕ [7]
Иудео - христианское ПРИМИРЕНИЕ - какие здесь проблемы и перспективы?
Современный Вавилон: ЧТО ЭТО? [24]
Замечательный трактат Сергея Лукина!
Библия: заметки на полях [35]
С 1 января 2014 года мы исследуем Писание, ежедневно собираясь в скайпе. Исследуем Библию по синодальному переводу, обращаясь к оригиналам на иврите и греческом. Здесь представляем основные открытия при исследовании отдельных текстов и тем.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Друзья сайта

Маранафа! Господь наш грядет!



Форум мессианский иудаизм

Реклама

Реклама

Реклама



Рейтинг@Mail.ru


Яндекс.Метрика

Фотосайт Расфокус.ру | Фото и фотографыФото

Главная » Статьи » Библия: заметки на полях

Бытие 14 - 16 главы

 

Бытие 14 – 16 главы

Берэйшит

 

Расстановка сил на Ближнем Востоке. Восстание пяти царей. Поход четырёх царей. Мелхиседек и другие цари. Солёное море. Война. Рефаимы и другие великаны, их поражение от обычных людей. Амалик и Аморреи. Лот. Бог Всевышний. Аврам Еврей. Союзники Аврама. Впервые о десятине.


14:1-4

И было, во дни Амрафэла, царя (МЭЛЭХ 4428 (См. 36:31)) Шинара (ШИН’АР, Сеннаар. См. ниже), Арйоха, царя Элласара, Кыдорлаомэра (Кедорлаомер), царя Эйлама (ЭйЛАМ – сын Сима, древнее название Ирана. (См. ниже 5:32 о сынах и внуках Ноя и 10:22)), и Тидала, царя Гоима (ГОЙИМ 1471 - народы, также Гойим в Галгале, к северо-востоку от Яффы. (См. ИН 12:23)), 2 Они вели войну с Бэрою, царем Сыдомским (Содом), с Бирша, царем Аморы (Гоморра), Шинавом, царем Адмы, и с Шэмэйвэром, царем Цвоима (ЦАВА – Севоим), и с царем Бэлы (БЭРА), она же Цоар (ЦОАР – Сигор). 3 Все они соединились (ХАВАР (См. Исх.26:3)) в долине Сиддим, она же Ям Амэлах (Соленое море) (ЭйМЭК hас-СИДДИМ hУ ЙАМ hам-МЭЛАХ. (См. доп. к 14:10)). 4 Двенадцать лет они служили (АВАД) Кыдорлаомэру, а на тринадцатом году возмутились (МАРАД –> у-ШЕЛОШ-ЭСРЭйh ШАНА МАРАДУ – на тринадцатом году они восстали). (ТНХ)

Восстание 5 царей на 13-м году служения царю Эйлама против его власти и начало войны.

С одной стороны: царь Сенаара, царь Элласара, царь Эйлама, царь Гойима. (4 царя). С другой, – царь Содома, царь Гоморры, царь Адмы, царь Севоима, царь Сигора. (5 царей. Города превращены, кроме Сигора. (См. 19:27-29)). Как видим, ведущую роль в союзе 4 царей играет царь Эйлама, а в союзе 5 царей – царь Содома. На сторону Аврама стали его союзники Анэйр, Эшкол и Мамрэй. У Мамрея был свой интерес, поскольку он был из Аммореев, которых поразил царь Эйлама с союзниками. (См. 14:13,24).

Судя по названиям городов и мест, речь идёт о территории современного Израиля и окружающих стран: Вавилонии (ныне Ирак), Эйлам (ныне юго-запад Ирана), Сейир (Иордания).

שנער – шин’ар м.р. – Сенаар 8152 – в ТНХе 8 раз: Быт.10:10; 11:2; 14:1,9; ИН 7:21; 11:11; Дан.1:2; Зах.5:11. Сенаар видимо то же что и Междуречье (Месопотамия). Иисус Н. использует в 7:11 для определения Вавилонии.

מרד – марад – A(qal): восставать, возмущаться, поднимать мятеж, отпадать. 1. взбунтоваться, восстать 2. не подчиниться (ИРИС). 4775 – в ТНХе 23 раза: Быт.14:4… Имя Нимрод связано с этим глаголом и означает «Восстанем».


14:5-7

На четырнадцатом году пришел (БА) Кыдорлаомэр и цари, которые с ним, и поразили Рыфаимов (РЕФАИМ) в Аштырот-Карнаиме, и Зузимов (ЗУЗИМ) в Аме (hАМ), и Эймимов (ЭЙМИМ) в Шавэй-Кирьятаиме, 6 И Хорийца в горе их Сэире (СЭй’ИР), до Эйл-Парана, что при пустыне (МИДБАР (См. 21:14)). 7 И возвратились (ШАВ) они, и пришли (БА) в Эйн-Мишпат (МИШПАТ 4941 (См. 18:19; 40:13) –> ЭЙН МИШПАТ – источник суда), он же Кадэйш (Кадес), и поразили (НАХА hифиль –> ва-ЙАККУ) всю страну Амалэйка (АМАЛЭйК, АМАЛЭйКИ 6002,3 (См. 36:12; Исх.17:8-14)) а также Эморийца (САДЭ –> эт-КОЛь-СеДЭй hа-АМАЛЭйКИ ве-ГАМ эт-hа-ЭМОРИ), жившего в Хацыцон-Тамаре. (ТНХ)

И вот, на 14-м году 4 царя поражают 3 народа великанов, Амалика и Аморреев.

А кто же такие «Рефаимы»? Что это за народы? Вот данные для исследования на иврите в порядке возрастания чисел Стронга.

В 14:5 кроме Рефаимов указаны Зузимы и Эймимы. Зузимы есть только в этом тексте. Эймимы ещё во Втр 2:10,11. Во Втр 2:20 упоминаются Замзуммимы. А сыны Енаковы (АНАК –> БНЭЙ АНАК мин-hан-НЕФИЛИМ – сыны Енаковы из Нефилимов, см. Чис.13:34; Втр 2:11) уравнивают Рефаимов и Нефалимов! И все великаны!

В ТНХе можно найти шесть видов страшных великанов: Нефилимы, Рефаимы, Эймимы, Зузимы, Замзуммимы и сыны Анака, или Енакитяне. Текст 14:5 наиболее насыщен ими. Здесь представлены три вида из шести. Однако и в этом месте и в других видно, что их довольно успешно побеждали и убивали, несмотря на их огромную физическую силу, рост и ужасающий вид.

רפא, ריפא – рафа, рипэй – A(qal): исцелять, лечить, врачевать; прич. врач, целитель. B(ni): быть исцелённым, исцеляться, выздоравливать, восстанавливаться. C(pi): 1 . исцелять, лечить, врачевать, восстанавливать; 2 . платить за лечение. G(hith): исцеляться, выздоравливать. LXX: 2390 (ιαομαι, в евангелиях 28 раз: Мф 8:8… Дн 10:38… Евр.12:13). Лечить (лит.) (ИРИС). 7495 – в ТНХе 62 раза: Быт.20:17… В том числе и о Господе как целителе.

רפאים – рефаим м.р. мн.ч. – Рефаимы, духи мертвых. Духи умерших (в оборотах) (ИРИС). 7496 – в ТНХе 8 раз: Иов 26:5; Пс.87:11; Прт 2:18;9:18; 21:16 (мертвец); Ис.14:9;26:14,19. В основном переведено как мёртвые.

רפה, ריפה – рафа, рипа – Рефаимы. 1. слабеть 2. ослаблять, расслаблять (ИРИС). 7497 – в ТНХе 23 раза: Быт.14:5; 15:20; Втр 2:11,20;3:11; ИН 12:4;13:12;15:8; 17:5;18:16; … Втр 2:11… Ис.17:5. Всюду мн.ч. от РАФА – РЕФАИМ. Кто они такие можно смотреть Втр 2:10,11. Они суть Эмимы, как их называли Моавитяне. Великаны, как сыны Енаковы. Втр 3:10,11. О царе Оге, царе Васана, который был из Рефаимов.

רוח רפאים – руах рефаим ж.р. – призрак (ИРИС). В ТНХе нет?

ענק – анак м.р. – Енак. Великан, исполин, гигант. 1. огромный (обычно как вторая часть смихута) 2. сильно, здорово (сленг) (ИРИС). 6061 – в ТНХе 8 раз: Чис.13:23,29,34; Втр 9:2; ИН 15:13,14;21:11; Суд.1:20. Таким образом Енак (АНАК – великан) объединяет всех великанов Библии с разными именами.

ענקים – анакин мн.ч. м.р. – Енакитянин. Великаны. (ИРИС). 6062 – в ТНХе 9 раз: Втр 1:28; 2:10,11,21; 9:2; ИН 11:21,22; 14:12,15. Во Втр 2:11 РЕФАИМ 7497 сочтены (ХАШАВ нифаль) как АНАКИМ, потомки Енаковы.

אימים – эймим мн.ч. м.р. – Эмим. Страх, ужас (ИРИС). 368 – в ТНХе 3 раза: Быт.14:5; Втр 2:10,11. ЭЙМА 367ж.р. в 15:12. Во Втр 2:11 написано, что ЭМИМ суть РЕФАИМ 7497.

זוז, זז – зуз, заз м.р. – зуз (древняя монета). Двигаться, продвигаться (ИРИС) – в ТНХе 1 раз: Быт.14:5.

זוזים – зузим м.р. – Зузим. 2104 – в ТНХе 1 раз: Быт.14:5.

זמזום – зимзум м.р. – 1. жужжание 2. напевание (ИРИС).

זמזוםים – замзуммим м.р. – Замзуммимы. 2157 – в ТНХе 1 раз: Втр 2:20. В этом же тексте написано, что они суть РЕФАИМ 7497.

Видимо, если касается народа, то народ мёртвый. А другие тогда какие, среди которых назван народ Рефаим? Потомки Рафа? Но духовно явно связаны с Нефалимами из 6:4 и Чис.13:34. Там Нефалимами названы сыны Енаковы. Таким образом сыны Енаковы уравнивают Рефаимов и Нефалимов и других падших великанов! (См. Чис.13:34 и Втр 2:11).

Великанов типа НЕФИЛИМ 5303 и РЕФАИМ 7497 объединяет и то обстоятельство, что их именование происходит от соответствующих глаголов и означает соответственно упавшие, падшие (НАФАЛь) ослабевшие, расслабленные (РАФА), что объединяет этих падших великанов по своей мёртвой духовной сути.

См. во Втр 3:11; ИН 12:4 царь Ог, последний из Рефаимов, с указанием размеров его ложа. В Чис.21:33 убит. По родству связан с Аморреями, внуками Хама?

Эймимы, надо полагать, наводили ужас строго в соответствии со своим именем. Ну, а как вели себя и чем пугали великаны, чьи имена похожи на монеты или на жужжание или напевание, остаётся только догадываться!

По пути царь Эйлама с его союзниками поразил этих великанов, но не только их, но и Аморреев! Здесь впервые встречаемся с горой Сеир. Она ведь названа именем Исава? (См. 27:11).


14:8-12

И вышли (ЙАЦА) царь Сыдомский и царь Аморы, и царь Адмы, и царь Цывоимский, и царь Бэлы, она же Цоар; и вступили (АРАХ 6186 (См. 22:9)) в сражение с ними в долине Сиддим. 9 С Кыдорлаомэром, царем Эйламским, и Тидалом, царем Гоимским (МЭЛЭХ ГОЙИМ), и Амрафэлом, царем Шинарским, и Арйохом, царем Элласарским; четыре царя с пятью. 10 А в долине Сиддим (ЭйМЭК hас-СИДДИМ) было много смоляных (ХЭйМАР См. доп. к 11:2-4) ям. И цари Сыдома и Аморы бежали и упали в них; а остальные убежали (НАС (См. Быт.19:20)) на гору. 11 А те взяли все имущество Сыдома и Аморы и все съестные припасы их (ОХЭЛь (См. 41:35) –> ве-эт-КОЛь-АХЕЛАМ) и ушли. 12 И взяли Лота, племянника Аврама, и имущество его и ушли; а он жил в Сыдоме. (ТНХ)

Кратко описана довольно приличная мировая война на Ближнем Востоке в те времена. Стоит обратить внимание на глагол АРАХ!

См. довольно интересное и полезное дополнение к 14 главе из Толковой Библии Лопухина «Война союзных царей против царей долины Сидим»

Сиддим (14:2,3,8,10) – (евр. «равнины»), долина, на которой стояли некогда города Содом, Гоморра, Адма и Севоим и которая после поражения этих городов стала дном южной части Мертвого моря (эта часть озера имеет глубину не более 10 м, в то время как глубина остальной части доходит до 400 м).

שיד, סיד – сид м.р. – известь. Известь (ИРИС). 7875 – в ТНХе 4 раза: Втр 27:2,4; Ис.33:12; Ам.2:1. Возможно, от этого слова СИД, которое как и ХЭйМАР 2563 означает ещё и асфальт, и происходит название долины Сиддим. Если так, то в этом случае Сиддим означает смола (чёрная, из нефти, а не древесная), или асфальт, битум во множественном числе (м.р.). По-русски скорее всего звучит как «долина смол, или смоляная долина». При этом смола чёрная, нефтяная, а не древесная, какою смолил Ной ковчег, поскольку нефти до потопа не было. (См. дополнение к 11:2-4).

שדים – сиддим м.р. – Сиддим. (ИРИС). 7708 – в ТНХе 3 раза: Быт.14:3,8,10. Может быть и от слова САДЭ 7704 м.р., мн.ч. САДОТ – поле, страна, область, поляна. В то же время могут быть и оба источника? Местоположение долины Сиддим точно определено в 14:3.


14:13

И пришел спасшийся, и известил (НАГАД, (См. 3:11)) Аврама-Иври, а тот обитал в дубравах Мамрэй Эморийца, брата Эшкола и брата Анэйра, а они союзники (БА’АЛь, (см. ниже с иврита)) Аврама. (ТНХ)

В 14:13 Аврам впервые называется Евреем. Почему именно здесь? Объясняет Иисус Навин в 24:2,3. На фоне царей Ханаана, которые были местными, Аврам человек пришлый со стороны (ЭйВЭР), пришедший (ИВРИ) из-за реки (мэй-ЭйВЭР hан-НАhАР). Из-за какой реки? У Иисуса Навина из-за Иордана.

Но это чисто физически. В понятии ИВРИ важнее всего духовная составляющая! При этом важнее, не откуда он ушёл или перешёл, а куда пришёл, точнее, к кому. А перешёл он на сторону Бога, за которым и следовал!

Аврам еврей – АВРАМ hа-ИВРИ. Из текста 10:21 следует, что от Эйвера пошли потомки. По общим правилам именования народов они называются по имени родоначальника с добавлением буквы ЙУД. Например, в 14:7 от Амалика (АМАЛЭйК) происходят Амаликитяне – hа-АМАЛЭйКИ. Так же и от Эйвера происходят hа-ИВРИ, его потомки. Но подобно тому как сын Давидов происходит только по линии Давида, то и евреи видимо происходят по плоти только по линии Аврам – Исаак – Иаков. Но всё-таки в вопросе еврейства призвание и отклик на него имеет несравненно большее значение, чем вопрос чистоты наследственной линии. (См. «Кто такие евреи и иудеи НЫНЕ?»).

עבר – авар – 1. проходить 2. обойти, обогнать 3. переехать; переселиться; переходить, проходить (мимо), пересекать, преступать (12:6 – и перешёл Аврам; Исх.12:12 – ангел). 1. проходить 2. обойти, обогнать 3. переехать; переселиться (ИРИС). 5674 – в ТНХе 490 раз: Быт.8:1…

עברЭйвэр – правнук Сима. Умер в один год с Симом в 502 году после потопа. Из 10 глав: Авраам: 293 – 468 п/п – 10-й от Сима. Фалек (Пэлэг): 132 – 371.

עברי – иври м.р. – Еврей, Еврейка. [Пришелец] с той стороны (Еврейская энциклопедия), еврей (ИРИС). 5680 – в ТНХе 32 раза: Быт.14:13; 39:14 иш иври; 39:17; 40:15…

עברэйвэр м.р. – 1 . заречье; 2 . потусторонье, другая или противоположная сторона, (на)против. Сторона, направление (ИРИС). 5676 – в ТНХе 108 раз: Быт.50:10… У ИН 24 раза. В 24:2,3: бе-ЭйВЭР hан-НАhАР за рекою, мэй-ЭйВЭР hан-НАhАР из-за реки.

בעבר – бэ-эйвер – за, из-за, через, по ту сторону, сверх (ИРИС) – ИН 24:2…

מעבר – мэй-эйвер – за, из-за, через, по ту сторону, сверх (ИРИС) – ИН 24:3...

Союзники Аврама –> ве-hЭйМ БА’АЛЭЙ БРИТ-АВРАМ – букв.: а они хозяева завета с Аврамом. (конструкт – абсолют).

בעל – ба’аль м.р. – 1 . владелец, господин, хозяин; 2 . муж. 1. муж 2. хозяин, владелец, господин 3. Ваал (божество древних семитов) 4. в сочетании передает значение свойства, принадлежности (ИРИС). 1167 – в ТНХе 75 раз: Быт.14:13… Как «союзники» только Быт.14:13. У Авд.1:7 ИШ + БРИТ –> КОЛь АНШЭЙ БРИТЭХА. Ещё в двух местах это другие слова…


14:14-16

И услышал Аврам, что сродник (АХ (См. 4:2)) его взят в плен, и вооружил воспитанников своих (ХАНИХ –> ХАНИХАВ), рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал (РАДАФ (См. 31:23)) до Дана. 15 И разделился (ХАЛАК нифаль (См. 49:7)) против них ночью, сам и рабы его, и бил их, и преследовал их до Ховы, что влево от Даммэсэка. 16 И возвратил все имущество, а также Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, а также женщин и народ. (ТНХ)

Евр.7:1-4. Всё имущество – это добыча Авраама, кроме имущества Лота. Сама добыча состояла из того, что ранее принадлежало другим царям, в том числе и царю Содома. /span>

חניך – ханих м.р. – слуга. 1. воспитанник, ученик, подшефный 2. курсант (ИРИС). 2593 – в ТНХе 1 раз: Быт.14:14.


14:17-20

И вышел царь Сыдомский ему навстречу (КАРА инф. –> ЛИКРО) по возвращении его после поражения Кыдорлаомэра и царей, что с ним, - в долину Шавэй, она же долина царская (ЭЛь-ЭйМЭК ШАВЭй hУ ЭйМЭК hам-МЭЛЭХ). 18 И Малки-Цедэк, царь Шалэйма, вынес хлеб и вино. А он был священник (КОhЭйН (См. 41:45)) Бога (ЭйЛь (См. 28:3)) Всевышнего см. ниже с иврита. 19 И благословил ею, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли… (ТНХ)

ומלכי צדק מלך שלם הוציא לחם ויין והוא כהן לאל עליון – у-МАЛьКИ-ЦЭДЭК МЭЛЭХ ШАЛЭйМ hОЦИ ЛЭХЭМ ва-ЙАЙИН вə-hУ КОhЭйН ле-ЭйЛь ЭЛЙОН – и Мелхиседек царь Салима вынес хлеб (пищу) и вино, а он священник Бога Всевышнего.

В 14:22 Аврам произносит более полное имя Бога Всевышнего: «Господь Бог Всевышний, Владыка неба и земли» – ЙАhВЭ ЭйЛь ЭЛЙОН КОНЭй ШАМАЙИМ ва-АРЭЦ –Сущий Бог Всевышний Владыка небес и земли. Это и есть Бог Библии, Творец и Спаситель по имени своему и титулам!

Царская долина или долина Шаве (ШАВЭй) — ровное место, где Авраам был встречен содомским царем. Туда же вышел Мелхиседек из своего города благословить его (Быт.14:17). Это была Кедронская долина. В этой царской долине Авессалом поставил себе памятник (2Ц 18:18). По свидетельству Иосифа Флавия, она находилась в двух стадиях (0,3 – 0,4 км) на восток от Иерусалима (Antiq. VII, 3).

לקרוא – ликро – A(qal): инф. от КАРА 7122 употр. как нареч. навстречу, напротив. 7125 – в ТНХе 116 раз: Быт.14:17… КАРА 7122 с АЛЭФ – случаться. (См. 42:4). КАРА 7121 – звать. (См. 1:5; 4:26).

מלכי צדק – мальки цэдэк – Мелхиседек 4442 – в ТНХе 2 раза: Быт.14:18; Пс.109:5. Царь правды, справедливости.

БЦ к 14:18: «Мелхиседек — одна из самых загадочных фигур Ветхого Завета»… Читать дальше…

Встречается не только в 14 главе Бытия Бог Всевышний (ЭйЛь ЭЛЙОН – 4 раза). Близкое имя есть в Иове 31:28 (ЭйЛь мим-МА’АЛь – Бог от верха (См. 6:16)), Пс.56:3; 77:36,56 (ЭЛОhИМ ЭЛЙОН), Дан.5:18,21 (ЭЛАhА ИЛЛАЙА).

Так что Мелхиседек священник именно того Бога, которому и служил Аврам, за которым он и следовал, с которым и заключил завет. Поэтому он и вернул этому Богу десятину через его священника Мелхиседека. Виден явно отличительный признак Мелхиседека, состоящий в том, что он в одном лице и царь и священник!

עליון – элйон м.р. и прил. – верхний, вышний, Всевышний. 1. высший; верховный; главный 2. важнейший 3. верхний (ИРИС). 5945 – в ТНХе 53 раза: Быт.14:18… От АЛА 5927 – восходить. (См. 2:6; 13:1).

עמקэймэк м.р. – 1 . Емек; 2 . долина. Долина (ИРИС). 6010 – в ТНХе 64 раза: Быт.14:3… От АМАК 6009 – быть глубоким. (См. Пс.91:6). АМЭйК? 6012 – глубина. (См. Прт 9:18 +). АМОК 6013 – глубина. (См. Лев.13:3). Долина БИК’А 1237 применяется видимо больше к долине как природному явлению, не связанному с общественно-политическими делами? (См. 11:2; Пс.103:8). Тем более, что БИК’А происходит от БАКА 1234 – раскалывать. (См. 7:11).

שוה, שווה – шавэй, шавэ – Шаве. 1. равный 2. стóящий 3. равняется (мат.) (ИРИС). 7740 – в ТНХе 1 раз: Быт.14:17. Долина Шаве = ровное место.


14:20

…И благословен Бог Всевышний, который предал (hЭйГГЭйН пиель) врагов твоих в руку твою, и дал ему десятую часть из всего. (ТНХ)

וברוך אל עליון אשר מגן צריך בידך ויתן לו מעשר מכל – у-ВАРУХ ЭйЛь ЭЛЙОН АШЭР-МИГГЭйН ЦАРЭХА бе-ЙАДЭХА вай-ЙИТТЭН-ЛО МААСЭйР мик-КОЛь – окончание слов Мелхиседека: … и благословен Бог Всевышний, который отдал врагов твоих в руку твою, и он дал для него десятину из всего.

Нередко говорят, что из 14:20 непонятно, кто кому дал десятину («он дал ему»). Хотя даже из того, что Аврам не был священником, понятно, что десятина была дана не ему. Да и непонятно из отрывка, из чего мог дать десятину Мелхиседек. Но рассмотрим подробнее. Мелхиседек что сделал, а потом сказал? Вынес хлеб и вино (14:18), а потом благословил Аврама (14:19,20 в первой части). Аврам что сделал, а потом сказал? Аврам дал десятину из всего и ничего не сказал (14:20 во второй части, а обо всём имуществе в 14:16).

Десятина существовала и ранее как традиция. Десятина впервые как заповедь народу Божьему в Лев.27:30-32.

מגן, הגן – миггэйн, hэйггэйн – C(pi): передавать, отдавать, доставлять. Защищать, оборонять (ИРИС). 4042 – в ТНХе 3 раза: Быт.14:20; Прт 4:9; Ос.11:8.

צר – цар м.р. – 1 . враг, притеснитель, неприятель; 2 . теснота; перен. притеснение, скорбь, бедствие, нужда; прил. тесный, скудный; 3 . камень, кремень. Враг, притеснитель (лит.) (ИРИС). 6862 – в ТНХе 102 раза: Быт.14:20…

עישר – исэйр – выделять десятую часть урожая в пользу Храма (ист.) (ИРИС).

מעשר – маасар м.р. [мн.ч. маасрот] – десятина, десятая часть. 1. десятая часть 2. десятина (десятая часть урожая, которую нужно отделять согласно Галахе, архаич.)) (ИРИС). 4643 – в ТНХе 27 раз: Быт.14:20… От числительного АСАР – десять

См. «ДЕСЯТИНА и СОВРЕМЕННОСТЬ»


14:21-24

И сказал царь Сыдомский Авраму: отдай мне души, а имущество возьми себе. 22 И сказал Аврам царю Сыдомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, 23 Что от нитки до ремешка от обуви (НА’АЛь (См. Исх.3:5)) не возьму из всего твоего (ве-ИМ-ЭККАХ мик-КОЛь-АШЭР-ЛАХ – букв.: и если я возьму из всего, которое для тебя), чтобы ты не сказал: "я обогатил Аврама" (АШАР hифиль –> ве-ЛО ТОМАР АНИ hЭ’ЭШАРеТТИ ЭТ-АВРАМ). 24 Мне - ничего, только то, что съели отроки (НА’АР 5288 (См. 24:12) –> hан-НЕ’АРИМ), и долю людей, которые ходили со мною: Анэйр, Эшкол и Мамрэй, - пусть возьмут свою долю. (ТНХ)

Исследование 14:23,24 на иврите однозначно свидетельствует о том, что трое союзников Аврама, о которых сказано первый раз в 14:13, ходили (hАЛАХ) вместе в Аврамом и поэтому имеют полное право на добычу наравне с ним.

עשר – ашар – A(qal): богатеть. E(hi): 1 . обогащать; 2 . обогащаться, богатеть. G(hith): выдавать себя за богатого. Отделить (ИРИС). 6238 – в ТНХе 17 раз: Быт.14:23…

 

Видение Аврама. Жалобы Сущему о бездетности и отсутствии наследника. Обещание Бога дать Авраму сына. Праведность по вере. Земля в наследие. О судьбе народа. Заключение завета с Аврамом. Народы, землю которых Всевышний отдаёт Авраму.


15:1-3

После этих происшествий было слово Господа к Авраму в видении (МАХАЗЭ), и сказано так: не бойся, Аврам, Я щит тебе; награда (САХАР, (См. 30:18)) твоя весьма велика. 2 И сказал Аврам: Господи Боже (АДОНАЙ ЙАhВЭ)! что Ты дашь (НАТАН) мне? Вот я отхожу бездетный, а домоправитель мой этот (у-ВЭН-МЭШЭК БЭЙТИ hУ) Элиэзэр из Даммэсэка. 3 И сказал Аврам: ведь Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой (ВЭН-БЭЙТИ) наследует мне (ЙАРАШ прич. (См. Быт.1:20)). (ТНХ)

АДОНАЙ ЙАhВЭ – мой Господин мн.ч. Сущий, в син.пер. Владыка Господи.

Домочадец (Элиэзер из Дамаска 15:2) – οικογενης – ойкогэнэс – доморожденный, дитя дома.

מחזה – махазэ м.р. [мн.ч. махазот] – видение. 1. пьеса, драма 2. зрелище, сцена (не театр.) (ИРИС). 4236 – в ТНХе 4 раз: Быт.15:1; Чис.24:4,16; Иез.13:7.


15:4-6

И вот, сказано ему слово Господа (такое): не будет (ЗЭ – ЭТОТ) он тебе наследовать; но (hУ – ИМЕННО) тот, кто произойдет из недр твоих (мим-МЭй’ЭЙХА hУ), будет тебе наследовать. 5 И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо (НАВАТ hифиль повел. (См. Исх.3:6) –> hАББЭТ-НА hаш-ШАМАЙМА – взгляни пожалуйста на небеса) и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково (КО) будет потомство твое. 6 И поверил (АМАН? hифиль) он Господу, и Он вменил (ХАШАВ) ему это в праведность. (ТНХ)

15:4. В переводах нет двух важных усилений в данном предложении. А это уже второе и точное обещание о сыне, чтобы не было никаких сомнений! (См. 12:2,3).

15:6. Праведность по вере

По поводу потомства поверил. Но потомству нужно где-то жить. Поэтому по вопросу наследования земли Аврам фактически просит от Бога знак. А этот знак суть завет.

והאמן ביהוה ויחשבה לו צדקה – вə-hЭ’ЭМИН ба-ЙАhВЭ ва-ЙАХШеВЭhА ЛО ЦЕДАКА – и поверил он Сущему и зачтено ему это праведностью.

כה – ко – 1 . так, таким образом; 2 . здесь, сюда; 3 . сейчас, теперь. 1. так, таким образом 2. в такой мере (ИРИС). 3541 – в ТНХе более 19 раз: Быт.15:5… Только в сочетании КО АМАР ЙАhВЭ – так говорит Сущий – используется 442 раза. (См. Исх.4:22).

אמן – аман? эмэн? – A(qal): прич. воспитатель, нянька (ОМЭйН). B(ni): 1 . быть верным, надёжным, быть твёрдым, непоколебимым; 2 . находиться под уходом или надсмотром. E(hi): верить, доверять. LXX: πιστευω, (πιστος). Чаще всего в hифиль – стал причиной веры. 539 – в ТНХе 102 раза: Быт.15:6…

חשב, חישב – хашав, хишэйв – A(qal): 1 . ткать, плести; 2 . почитать, ценить; 3 . считать, почитать, думать; 4 . вменять; 5 . умышлять, выдумывать, составлять планы. B(ni): считаться, быть почитаемым за (что-либо, кого-либо). C(pi): рассчитывать, думать, помышлять, раздумывать, замышлять; перен. быть готовым, собираться. G(hith): считаться, числиться. + H(peal): страд. прич. почитаемый, считаемый. LXX: λογιζομαι – логидзомай 3049. 1. высчитать, калькулировать, продумывать, рассчитать (сделать расчёт) 2. обдумывать (ИРИС). 2803,4 – в ТНХе 122 + 1 раз: Быт.15:6… + Дан.4:32. От данного глагола много слов!

БЦ к 15:6: «Что такое «праведность»?.. Это не безгрешность»… Читать дальше…

БЦ к 15:6: «И всё-таки: что же такое праведность?»… Читать дальше…


15:7-12

И сказал ему: Я Господь, который вывел тебя из Ур-Касдима, чтобы дать тебе землю эту в наследие. 8 И он сказал: Господи Боже! по чему узнаю я, что буду наследовать ее? 9 И Он сказал ему: возьми Мне трех телок (ЭГЛА) и трех коз (ЭйЗ), и трех баранов (АЙИН), и горлицу (ТОР), и молодого голубя (ГОЗАЛЬ – птенец). 10 И он взял Ему всех их и рассек (БАТТЭйР только в этом тексте 2 раза) их пополам, и положил часть каждого против другой; а птиц (ЦИППОР) не рассек. 11 И спустились коршуны на трупы, но прогнал их Аврам. 12 И солнце (ШЭМЭШ (См. 28:11)) было к заходу, как крепкий сон (ТАРДЭйМА, как на человека в 2:21) напал (НАФАЛь) на Аврама; и вот ужас (ЭйМА), мрак (ХАШЭйХА) великий (ГАДОЛь) нападают (НАФАЛь прич.) на него. (ТНХ)

В 15:7. Сущий признаётся Авраму, что именно он вывел Аврама из Ура Халдеев. Для этого Бог вывел и Фарру со всем семейством.

Следует обратить внимание на то, что служение Аврама Сущему начинается с его выхода из Вавилона! Это видимо общий принцип отделения от нечистого?

Перед заключением завета и серьёзным разговором с Аврамом Бог вводит его в какое-то любопытное состояние. В такое же состояние ТАРДЭйМА (см. ниже с иврита) Сущий Бог вводит и Адама перед изъятием у него ребра для устройства ему помощи из его ребра (см. 2:21). В обоих случаях используется глагол НАФАЛь. Однако в 2:21 он стоит в породе hифиль, а в 15:12 в породе каль. Исходя из данного обстоятельства, можно сделать вывод, что в первом случае причиной сна был Сущий Бог, который тем самым провёл обезболивание, а во втором случае сам крепкий сон навалился на Аврама. Из предыдущих действий Аврама понятно почему. Ведь он трудился, когда готовил жертвы и долго охранял их от коршунов. Видимо такое долгое и деятельное ожидание утомило Аврама, и он был повергнут в сон, подобно ученикам Христа в Гефсимании.

И видимо в таком глубоком сне его объял ужас, когда он вспомнил, что ожидает встречи с Богом и всё приготовил к этой встрече, но спит, а жертвы оставлены без присмотра. И тогда на Аврама нападает почти такая же великая тьма, которая описана в 1:2,4,5,18 и при казнях в Исх.10:21,22. Только в 1:2 она мужского рода ХОШЭйХ, а здесь женского рода ХАШЭйХА. Тьма это отсутствие света, а отсутствие света это отсутствие Бога, нужда в нём. И вот, сразу же после осознания этой нужды и является Бог. В 1:3 он творит свет, в 15:13 Сущий начинает говорить Авраму. Слава Богу!

См. «Божий народ в истории человечества»

עגלה – эгла ж.р. – телица, тёлка, молодая корова. Тёлка (ИРИС). 5697 – в ТНХе 13 раз: Быт.15:9; Втр 21:3; …

עז – эйз ж.р. – коза; мн.ч. козья шерсть. Коза (ИРИС). 5795 – в ТНХе 74 раза: Быт.15:9; 27:9,16; …

איל – айиль м.р. – 1 . овен, баран; 2 . силач, вождь; 3 . крепкое дерево; 4 . столб; 5 . притвор. 1. баран 2. вожак (ИРИС). 352 – в ТНХе 170 раз: Быт.15:9…

תור – тор м.р. – горлица, голубица. 1. очередь 2. горлица (птица) (ИРИС). 8449 – в ТНХе 14 раз: Быт.15:9; Лев.1:14…

גוזל – гозаль м.р. – молодой голубь, птенец. Птенец (ИРИС). 1469 – в ТНХе 2 раза: Быт.15:9; Втр 32:11.

בתר, ביתר – баттэйр, биттэйр – A(qal): разрубать (на куски), рассекать (пополам). Рассекать, разрезать, расчленять; препарировать (ИРИС). 1334 – в ТНХе 2 раза: Быт.15:10. Обычно КАРАТ? (См. 15:18)

תרדמה – тардэйма ж.р. – крепкий сон, сонливость, усыпление. 1. глубокий сон 2. зимняя спячка животных (ИРИС). 8639 – в ТНХе 7 раз: Быт.2:21; 15:12; 1Ц 26:12; Иов 4:13;33:15; Прт 19:15; Ис.29:10.

אימה – эйма ж.р. – ужас, страх. Страх, ужас (ИРИС). 367 – в ТНХе 17 раз: Быт.15:12; Исх.15:16… В 14:5 ЭйМИМ 368 м.р. – великаны.

חשכה – хашэйха ж.р. – темнота, тьма, мрак. темнота, мрак (ИРИС). 2825 – в ТНХе 5 раз: Быт.15:12…

חשך, חושך – хошэйх, хашэйх м.р. – темнота, тьма, мрак, сумерки. Тёмный, мрачный (лит.) (ИРИС). 2822 – в ТНХе 77 раз: Быт.1:2,4,5,18; Исх.10:21,22;…

חשך – хашах – A(qal): темнеть, меркнуть. E(hi): 1 . затемнять, омрачать; 2 . темнеть, помрачаться. Темнеть, помрачаться, меркнуть (лит.) (ИРИС). 2821 – в ТНХе 18 раз: Исх.10:15; Иов 3:9… Кстати, под числом Стронга 2820 значится совсем другой глагол, который может иметь такое же написание, но с буквой СИН, и звучит как ХАСАХ (удерживать, жалеть). (См. 20:6).


15:13-16

И сказал Он Авраму: знай (ЙАДА инфинитив + императив –> ЙАДОА ТЭйДА – точно знай), что пришельцами (ГЭйР) будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их (АВАД + АНА пиель –> ва-АВАДУМ ве-ИННУ ОТАМ) четыреста лет (АРБА МЭйОТ ШАНА). 14 Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд (ДАН прич. (См. 6:3)), а после они выйдут с большим имуществом. 15 А ты отойдешь к отцам твоим в мире (ШАЛОМ), будешь погребен в старости доброй. 16 Четвертое же поколение (ДОР 1755 (См. 6:9)) возвратится сюда, ибо доселе еще не полна (ШАЛЭйМ) вина (АВОН) Эморийца. (ТНХ)

400 лет и в 4-ом роде? Как считать? Кроме того, в двух местах указан срок 430 лет. (См. Исх.12:40; Гал.3:17). Из 15:13 следует, что 400 лет это только срок угнетения! Когда он начался? Сразу после поселения в Египте? Нет, их приняли как дорогих гостей ради Йосефа. Вошли сыны Израиля, когда Йосефу было около 40 лет. Когда ему исполнилось около 70, видимо и сменился фараон, который был при Йосефе? После смены династии? Таким образом, евреи жили в Египте всего 430 лет, из которых 400 лет они были рабами.

Остаётся вопрос с 4-ым поколением. Моисей выводит народ в 80 лет. То есть три рода заканчиваются по истечении 430 – 80 = 350 лет. 350 : 3 = не менее 117 лет – продолжительность одного поколения? Но все три сына Лэйви родились у него ДО Египта. (См. Быт.46:11; Исх.6:16,18,20).

В 4-ом роде: Моисей был младшим из трёх. Его сестра Мария была старше его больше чем на 10 лет. То есть отец родил его в приличном возрасте. Видимо, 4-й род может быть сочтён далеко не по первенцам, которые рождены были отцами в приличном возрасте. Такое не раз встречается в ТНХе. Кстати, первое поколение из четырёх вымерло вместе и Йосефом, после чего сыны Израиля умножились очень-очень. (См. Исх.1:6,7).

גר – гэйр м.р. – пришелец, иноземец, странник. LXX: 4339 (προσηλυτος), а тж. 3941 (παροικος). Нееврей, принявший иудаизм (ИРИС). 1616 – в ТНХе 83 раза: Быт.15:13… От ГАР 1481 – странствовать. (См. Быт.12:10; 19:9).

ענה, עינה – ана, инна – Случай 1. A(qal): 1 . быть склонённым или согбенным, быть притеснённым или угнетённым; перен. быть жалким или несчастным; 2 . наклоняться, нагибаться; 3 . заниматься, заботиться. B(ni): 1 . склоняться, нагибаться, смиряться; 2 . быть усмирённым. C(pi): 1 . угнетать, покорять, смирять, притеснять, уничижать, изнасиловать, обесчестить; 2 . петь. D(pu): быть притеснённым или угнетённым. E(hi): занимать. G(hith): 1 . поклоняться, покоряться; 2 . мучиться.
Случай 2. Только АНА: A(qal): 1 . отвечать, говорить в ответ, откликаться, свидетельствовать; 2 . петь, шуметь, выть, вопить. B(ni): 1 . отвечать; 2 . получать ответ. E(hi): отвечать, внимать. H(peal): отвечать, говорить в ответ. I. ответить. II. мучить, причинять муки; пытать, истязать (ИРИС). 6031 + 6030,32 – в ТНХе 80 + 325 раз: 1. Быт.15:13… ; 2. Быт.18:27… Дан.2:5 … От случая 1 происходит страдательное причастие АНАВ – смиренный, угнетённый 6035. (См. Чис.12:3).

שלום – шалом м.р. – мир, благоденствие, благосостояние, здоровье, безопасность, дружелюбие. 1. благополучие, здоровье 2. мир (отсутствие войны) 3. приветствие при встрече и расставании (ИРИС). 7965 – в ТНХе 208 раз: Быт.15:15…

שלם – шалэйм – 1 . мирный, спокойный; 2 . полный, совершенный, завершённый, цельный. 1. целый, полный 2. совершенный, завершённый 3. невредимый (ИРИС). 8003 – в ТНХе 26 раз: Быт.15:16… От ШАЛАМ 7999 – завершать. (См. 44:4).

הנה – hэйнна – 1 . сюда, здесь; 2 . доселе, доныне (ИРИС).


15:17-21

И когда зашло солнце и наступила тьма (АЛАТА), и вот, печь дымящаяся (АШАН (См. Исх.19:18)) и пламя огня (ЭШ + ЛАППИД –> ве-ЛАППИД ЭйШ), который прошел промеж тех половин. 18 В этот день заключил Господь с Аврамом союз (впервые КАРАТ БРИТ (См. Быт.21:27) –> ба-ЙОМ hа-hУ КАРАТ ЙАhВЭ эт-АВРАМ БРИТ), сказав (АМАР инфинитив – ЛЭйМОР): потомству твоему Я отдал (НАТАТТИ) землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Пырат (от Нила до Евфрата). 19 Кэйнийца и Кынизийца, и Кадмонийца, 20 И Хэйтийца, и Пыризийца, и Рыфаим, 21 И Эморийца, и Кынаанийца, и Гиргашийца, и Йывусея (См. 10:15-18). (ТНХ)

15:19-21. Кенезеи – из них Халев. Перечень не окончательный, есть и Пелиштим. (См. ИН 13:1-3; 14:6,14).

עלט, עלטה элэт, алата м.р. – тьма, темнота. Темнота, тьма, темень (лит.) (ИРИС). 5939 – в ТНХе 4 раза: Быт.15:17; Иез.12:6,7,12.

אש – эйш ж.р. – огонь, пламя. 1. огонь 2. стрельба 3. огонь! пли! (команда) (ИРИС). 784 – в ТНХе 348 раз: Быт.15:17…

לפיד – лаппид м.р. – 1 . факел; 2 . пламя. Факел (ИРИС). 3940 – в ТНХе 13 раз: Быт.15:17; Исх.20:18 …

 

История с Агарью. Суррогатное материнство Сары и Рахили. Агарь убегает от Сары. Самая первая встреча с Ангелом Сущего. Ангел Господа возвращает Агарь к госпоже. Рождение Измаила. Авраму 86 лет.


16:1-3

А Сарай, жена Аврама, не рожала ему. А у нее была рабыня Египтянка, именем Агар. 2 И сказала Сарай Авраму: вот, Господь лишил меня плодородия (АЦАР + ЙАЛАД инфинитив); войди же к рабыне моей: может быть у меня будут дети (БАНА нифаль, (См. дополнение к 2:20-22 и ниже с иврита)) через нее; и послушался Аврам голоса Сарай, 3 И взяла Сарай, жена Аврама, служанку свою, Египтянку Агар, по истечении десяти лет пребывания Аврама в земле Кынаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. (ТНХ)

ותאמר שרי אל אברם הנה נא עצרני יהוה מלדת בא נא אל שפחתי אולי אבנה ממנה וישמע אברם לקול שרי – ват-ТОМЭР САРАЙ ЭЛь-АВРАМ hИННЭй-НА АЦАРАНИ ЙАhВЭ МИЛЛЭДЭТ БО-НА ЭЛь-ШИФХАТИ УЛАЙ ИББАНЭ МИММЭННА ва-ЙИШМА АВРАМ ле-КОЛь САРАЙ – и сказала Сара Авраму: вот пожалуйста (посмотри-ка) удержал меня Сущий от (способности) рожать, войди, пожалуйста, к служанке моей, может быть, мне будет устроено от неё, и послушал Аврам голос Сары.

Сара и Рахиль сами «устроили (БАНА в оригинале!)» себе сыновей через служанок. (См. 30:3). Видимо, использование глагола БАНА в отношении появления детей на свет подчёркивает необычность или особенность такого появления, или подобие суррогатного материнства?!. Но почему-то в отношении Лии, которая сделала то же самое, этот глагол не используется. Сара и Рахиль были любимыми и бездетными, а Лия уже родила сама и хотела ещё, чтобы приблизить мужа к себе. (См. дополнение к 2:20-22).

Адам и Аврам очень похожи в своих поступках в отношении своих жён: знают – и грешат… Согрешает Авраам уже будучи названным праведным по вере! (см. 15:6)

עצר – ацар – A(qal): удерживать, задерживать, мешать, заключать (под стражей), закрывать, останавливать. B(ni): задерживаться, останавливаться, прекращаться, быть закрытыми или заключёнными (о небесах). 1. остановить 2. задержать, арестовать 3. остановиться (ИРИС). 6113 – в ТНХе 45 раз: Быт.16:2…

שפחה – шифха ж.р. – рабыня, служанка, раба. 1. рабыня 2. служанка (ИРИС). 8198 – в ТНХе 58 раз: Быт.12:16; 16:1…

אולי – улай – может быть, возможно. Может быть, возможно (ИРИС). 194 – в ТНХе 9 раз: Быт.16:2… Это небольшое слово УЛАЙ свидетельствует о сомнениях Сары в возможностях Аврама?

ממנה – миммэнна – 1. от неё, из неё 2. чем она (ИРИС) 1. от неё, из неё 2. чем она.


16:4-6

И вошел он к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, то госпожа ее лишилась уважения в глазах ее. 5 И сказала Сарай Авраму: обида моя из-за тебя: я отдала рабыню мою в лоно твое (ХЭЙК 2436 (См. Исх.4:6) –> бе-ХЭЙКЭХА), а как увидела она, что зачала, то я лишилась уважения в глазах ее; Господь да судит (ШАФАТ (См. 18:25)) между мною и тобою. 6 И сказал Аврам Сарай: вот, рабыня твоя в твоей руке: делай с нею, что угодно в глазах твоих. И притесняла (АНА пиель – угнетала) ее Сарай, и она убежала (БАРАХ 1272 (См. 27:43)) от нее. (ТНХ)

16:6: «Угнетала» – то же, что будет и в отношении народа (АНА пиель). (См. 15:13).


16:7-16

И нашел (МАЦА) ее ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге в Шур. 8 И сказал он: Агар, рабыня Сарай, откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: от Сарай, госпожи моей, бегу я. 9 И сказал ей ангел Господень: возвратись к госпоже своей и смирись (АНА hитпаель, возвратный, (См. 15:13)) под руками ее. 10 И сказал ей ангел Господень: умножая умножу потомство твое, и оно неисчислимо будет от множества. 11 И сказал ей ангел Господень: вот, ты беременна (hАРА (См. 38:24)), и родишь сына, и наречешь ему имя Ишмаэйл, ибо услышал Господь страдание твое (АНИ (См. 41:52)). 12 И будет он дикарь-человек; рука его на всех, и рука всех на него, и пред лицом всех братьев своих жить будет он, 13 И нарекла она имя Господу, говорившему с ней, "Ты Бог видящий", ибо сказала она: видела ли я хоть след за видевшим меня. 14 Поэтому назван колодец Быэйр-Лахай-Рои. Он между Кадэйшем и Бэрэдом. 15 И родила Агар Авраму сына, и нарек Аврам имя сыну своему, которого родила Агар, Ишмаэйл (= услышит Бог). 16 И Аврам был восьмидесяти шести лет (дословно «сын 86 лет», см. доп. к 7:6), когда Агар родила Авраму Ишмаэйла. (ТНХ)

16:14. Беэйр-Лахай-Рои (Колодец живого, который видит меня) находится примерно в 80 км на юго-запад от Беэйр Шевы (Вирсавии). Аврам же жил в Хевроне в то время? (См. 13:18). А это примерно в 40 км на северо-восток от Вирсавии.

Впервые ангел Сущего в ТНХе.

מלאך יהוה – мал’ах йаhвэ м.р. – ангел Сущего, ангел Господень = сам Сущий Бог. 4397 + 3068 В ТНХе 65 раз: Быт.16:7…

מלאך – мал’ах м.р. – ангел, посланец, посол, вестник. 1. ангел 2. посланец (архаич.) (ИРИС). 4397,8 – в ТНХе 195 + 2 раз: Быт.16:7… + Дан.3:95…

αγγελοςангэлос м.р. – ангел, посланник, вестник, гонец, соглядатай. 32 – в евангелиях 180 раз: Мф 1:20… Весьма близко к МЕЛАХА 4399 – дело. (См. 2:2; 39:11). Видимо связано с МАЛА 4390 – наполнять. (См. 1:22; 44:1).

αγγελος κυριουангэлос кюрийу м.р. – ангел, посланник, вестник, гонец, соглядатай. 32 + 2962 – в писаниях 12 раз: Мф 1:20… Если в ТНХе в роли ангела Господа выступает скорее всего только сам сын Божий, он же (архангел) Михаил, то в евангелиях в его качестве выступает также и (ангел) Гавриил. (См. Дан.8:16;9:21; Лк 1:19,26)

αποστολος – апостолос м.р. – апостол, посланник, посол. 652 – в евангелиях не менее 80 раз: Мф 10:2… Еврейское слово МАЛ’АХ включает оба такие близкие понятия, как ангел и апостол? Если оно происходит от МАЛА 4390, то гораздо шире и означает «исполнитель».

 

 

Перейти в Бытие 17 – 19 главы

Перейти к списку раздела
«Библия: заметки на полях»

Назад в Бытие 1 глава

 

 

 

Кольский полуостров
 
Вверху: Хибины. Пайкунъявр. ПОЛНОЧЬ (вырезано)
 
Внизу: Вид на Умбозеро. Дорога вдоль озера (вырезано)
 
 
Все фотографии, украшающие сайт, можно посмотреть в альбомах ЗДЕСЬ
 
 
 
 

Bookmark and Share

 

 

Категория: Библия: заметки на полях | Добавил: Georges (06.03.2016) | Автор: Симонов Юрий Александрович E W
Просмотров: 1819 | Теги: праведность по вере, восстание, священник, Мелхиседек, лот, десятина, Содом, Авраам Еврей, Солёное море | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Божий КАЛЕНДАРЬ

ГОВОРИТ, что СЕГОДНЯ

ПЯТЫЙ

день недели


Баннер САЙТА и АДМИН




Код данного баннера
и других баннеров ЗДЕСЬ

О распорядителе сайта
и его координатах ЗДЕСЬ


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


free counters

Copyright MyCorp © 2024 |