Светлана Вишневская
В этом мире существует
лишь две трагедии...
В мире есть только две настоящие трагедии: одна – когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая – когда получаешь. (Оскар Уайльд)
Когда царь Соломон выбрал мудрость в ответ на предложение Бога осуществить любое его желание (дать ему долгий век, богатство и т.п.), Бог Сам добавил к этому дару богатство, славу и мир. Эпоха Соломона превратилась в золотой век, в прекрасный период мира и спокойствия в долгой, мучительной истории евреев.
Соломон унаследовал израильский престол в ранней юности и вскоре сделался богатейшим человеком на земле. Библия утверждает, что серебро в Израиле ценилось не выше обычного камня. Торговый флот разыскивал повсюду редкости для частной коллекции царя (лучшее золото, слоновая кость...). Соломон обладал и поэтическим даром: он сочинил 1005 песен и 3000 притч. Правители приезжали издалека, чтобы испытать мудрость Соломона и своими глазами увидеть построенную им столицу. «Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала», – сказала царица Савская. Соломон всеми способами доказывал Богу, как любит Его. Он щедро пускал богатства своей страны на строительство огромного Храма – 200 000 строителей понадобилось, чтобы возвести это чудо света. Апогей величия настал тогда, когда Соломон освятил Храм. Тысячи людей собрались посмотреть на величественную церемонию, и когда слава Божья наполнила Храм, даже священники отступили в смятении. Бог превратил Храм Соломона в центр Своего пребывания на земле. «Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки». Сбылись обещания Бога, данные в прошлом. Израильтяне получили землю, они стали народом и страной с определенными границами, и посреди них сиял величественный символ присутствия Бога. Никто из участников той церемонии освящения Храма не мог бы усомниться в Боге, все видели облако и огонь, в которых Он явился. И всё это произошло не в пустыне, а в стране, изобилующей золотом и серебром. Когда всё, мыслимое и немыслимое, складывалось в пользу Соломона, он вроде бы с благодарностью повиновался Богу. Молитва при освящении Храма (см. 3Цар.8) – одна из наиболее величественных и прекрасных молитв Израиля.
И всё же к концу своего царствования Соломон успел растерять почти все свои преимущества. Поэт, воспевавший любовь, перестал быть разборчивым в интимной жизни – 700 жён и 300 наложниц! Мудрец, сочинивший полные здравого смысла притчи, своей жизнью перечеркнул собственную мудрость: он предавался роскоши и неслыханным излишествам. Чтобы угодить своим иноземным женам, благочестивый человек, построивший Храм Господу, сделал последний, роковой шаг: он допустил в священную столицу идолопоклонство. На глазах одного поколения Соломон превратил Израиль из провинциальной страны, чье выживание полностью зависело от Господа, в самодостаточную и грозную политическую силу. Ко времени смерти Соломона Израиль весьма напоминал Египет, из которого бежали еврейские рабы: империя с раздутым аппаратом чиновничества, рабским трудом и государственной религией, менявшейся по прихоти правителя. Когда Божье присутствие сосредоточилось в Храме, израильтяне, в ужасе отшатывавшиеся от Бога в пустыне, стали воспринимать Его как должное. Бог стал «достопримечательностью» царской столицы.
Соломон получил всё, чего хотел, включая все возможные знаки власти и высокого положения. Но при этом он забыл о своей зависимости от Бога, он стал полагаться на нечто внешнее – ему понадобился самый большой в мире гарем, дворец, вдвое превышающий своими размерами Храм, войско на колесницах и развитая экономика. Успех вроде бы гарантировал Соломона от любого разочарования в Боге, но в то же время он избавил его и от потребности в Боге. Чем больше Соломон наслаждался благами этого мира, тем меньше думал о Даятеле благ. В ответ на это Бог отнял от Израиля Свою руку. После смерти Соломона Израиль распался на два государства, история которых полна бед и трагизма.
Лучшим изречением для Соломона может стать цитата из Оскара Уайльда (английский поэт и писатель XIX века): «В этом мире существует лишь две трагедии. Одна заключается в том, что человек не получает желаемого, вторая – в том, что он это получает».
В чёрные часы отчаяния некоторые из нас почти бессознательно твердят: «Если Бог спасёт меня, выручит, если всё обойдётся, если всё будет хорошо... я последую за Ним». Но порой, когда это происходит, наша «контрактная» верность куда-то улетучивается. Сердце человека крайне испорчено.
Как же избежать подобного трагизма жизни? Может стремиться, как Иов, к таким возвышенным отношениям с Богом, когда Бог (а не Его блага) и есть то единственное, что дает тебе силу жить и переносить её тяготы.
А может, стоит прислушаться к мудрым словам Агура: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прт 30:7-9).
Агур просит у Господа честности в сердце и достатка в Господе (в удалении от опасностей крайней бедности и огромного богатства). Имея слишком много, он мог бы перестать полагаться на Бога (см. Втр 8:11-20; Прт 10:15), а жестокая нужда могла соблазнить его на безделье (Прт 6:6-11).
Мы должны молиться о том, чтобы иметь достаточно для того, чтобы удовлетворять свои личные нужды, нужды своей семьи, способствовать торжеству дела Божьего и помогать нуждающимся (см. 2Кор.9:8-12).
ДОПОЛНЕНИЯ
Кольский полуостров. Ливозеро. Недалеко от Финляндии
Вверху: Парочка моховиков
Внизу: Вид под солнцем
Все фотографии, украшающие сайт, можно посмотреть в альбомах ЗДЕСЬ
Нравится
|