К ВОПРОСУ О ВЕРНОСТИ И ФАНАТИЗМЕ
Сатана прибегает и все чаще будет прибегать в обвинению в фанатизме по-настоящему верных и посвященных верующих, послушных Господу Иисусу Христу в своей жизни и делах, несущих и последовательно отстаивающих Слово Божье и словом и делом, несмотря даже на самые страшные угрозы для них. Это обвинение будет действовать на окружающих людей и препятствовать проповеди Евангелия. Причина такого отношения в том, что верность по форме своего внешнего проявления очень трудно отличить от фанатизма. Поэтому верующему нужно знать и при необходимости поведать другим, что значит понятие "фанатизм" и его проявление.
Слово "фанатизм" происходит от латинского прилагательного "fanaticus" — восторженный, исступленный, безумный. Понятие "фанатизм" охватывает различные формы слепого (некритичного, то есть без трезвого исследования) поклонения и/или подражания различным материальным и нематериальным, живым и неживым существам, их внешнему образу и/или образу мышления, мировоззрения и/или поведения. Восторженность часто проявляется очень буйно и может иметь печальные последствия. Исступленность проявляется в том, что фанатик, как правило, не способен спокойно доказать свою правоту и даже не желает этого делать. Он не может спокойно выслушать обличение или критику в адрес или по поводу предмета своего преклонения. Тем более, фанатик не способен вообще спокойно разбираться на эту тему, выслушивать доводы, аргументировано возражать. Плоды фанатизма всегда разрушительны, хотя иногда на первых порах могут и не проявляться. Фанатичная вера всегда ведет в тупик или, в лучшем случае, к полному отказу от нее и всего, что с ней связано. О фанатизме свидетельствует и Библия. Из Нового Завета мы довольно знаем о фанатизме фарисеев, вершиной проявления которого явилось распятие Христа. Там же предсказано возрастание фанатизма в последнее время: "…будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим 4:3,4).
Верность и фанатизм соотносятся между собой так же, как вера и суеверие. Иисус Христос говорит о разнице между самарянами и Своими последователями: "Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы ЗНАЕМ, чему кланяемся…" (Ин 4:22). Сие означает, что верующий ЛИЧНО знает своего Бога, Которому он поклоняется и служит своей верой и жизнью по вере, своими делами и словами. Он свидетельствует добрыми плодами своей веры, своими опытами жизни с Творцом и Спасителем, единственным, достойным поклонения.
Все истинно верующие постоянно помнят повеления Иисуса Христа, данные через апостолов Петра и Павла: 1) "…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3:15, см. 13-16); 2) "…рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины…" (2Тим 2:24,25, см. 23-26). Эти напоминания особенно нужны для тех последователей Христа, которые так увлекаются в беседах и спорах об Истине, что забывают о присутствии Святого Духа и о Его помощи и пытаются защитить Истину Божью своими силами, без Божьей помощи. При этом они не только похожи на фанатиков, но и становятся ими, ибо Сам Иисус сказал: "…без Меня не можете делать ничего" (Ин 15:5), "…а все, что не по вере, грех" (Рим 14:23).
Очень важно вовремя и достойно прекратить разговор или беседу или даже вообще не начинать ее, если Дух Святой подсказывает, что у предстоящего человека или публики нет особой нужды в Истине, а тем более, когда они настроены против нее. Иисус предупредил нас: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф 7:6).
Каковы же принципиальные отличия верности от фанатизма? Причем не только в отношении Бога, но и в отношениях людей?
Их, по крайней мере, четыре основных.
1. Верность происходит из любви, фанатизм — из эгоизма, или сосредоточенности на себе и объекте поклонения.
2. Верность основана на глубоком и объективном познании и знании объекта, фанатизм — на субъективном знании, на самообмане, на нежелании видеть отрицательное или даже отрицательное переводить в ранг добродетели. Верность происходит не из слепой любви, а любви, основанной на глубоком знании объекта, на принятии объекта со всеми отрицательными чертами, на прощении. Фанатичная "любовь" слепа и не желает прозревать.
3. Верность, в конечном итоге, всегда взаимна. Вектор фанатизма всегда однонаправлен: от субъекта к объекту. Объект поклонения чаще всего даже и не знает о своем почитателе.
4. Верность в своем развитии всегда дает добрые плоды для объекта и субъекта, она проводит через любые испытания, всегда положительно влияет на окружающих. Фанатизм, в лучшем случае, бесплоден, плоды его сомнительны для субъекта, а, в конечном итоге, отрицательны. Таким же образом фанатик влияет и на окружающих.
Ю.А.Симонов, раб Божий
Слава Богу!
22.05.06; 29.11.06
Сохранённые комментарии - дополнения опубликованы ниже.
Читайте по данному вопросу статьи:
Читайте также и другие статьи:
Вверху: Символ единения стихий (автор неизвестен)
Внизу: Маки на полянке (фото Светланы Гришиной)
Все фотографии, украшающие сайт, можно посмотреть в альбомах ЗДЕСЬ
Нравится
|